Длительность 90 минут
Дословный перевод названия «Дыра в белом». Оставшаяся в истории израильского кино любопытная попытка сделать абсурдистскую комедию. Оле хадаш — ашкеназ Зелник (Ури Зохар) прихал из порта Яффо в пустыню (?). Здесь он занялся продажей прохладителных напитков — похоже его не смутило отсутствие покупателей. Почти сразу же неведомо откуда возник столь же сумасшедший конкурент — мизрахи (Шайке Офир), открывший через дорогу такой же бизнес. В отсутствии людей торговцы могли продавать свой нехитрый товар лишь друг другу. Это их не устраивало и силой своего воображения они начали создавать город. Построенные ими картонные домики из подобия декораций превратились в бетонные здания. Подошедшим прохожим оказавшимся артистами, предложили перевоплотиться в жителей нового поселения. Сатирический штрих: появившиеся арабские актеры по воле создателей фильма стали еврейскими персонажами. Им дали роли пионеров-халуцим и они начали пахать землю, распевая сионистские песни.
Город, тем временем быстро разрастался, представляя собой некий гибрид промышленного предприятия и сельскохозяйственного поселения (модель Израиля?). Но, самое главное, населяющие его персонажи перестали подчиняться творцам. Горожане стали действовать по своим правилам, грань между вымыслом и реальностью окончательно разрушилась. Символично, что в финале погиб Зелник, который символически оказался жертвой созданного им мира. Тем самым и комедия переросла в мрачную аллегорию….
Видимо, хотя фильм и имеет основную сюжетную линию, большая роль в нём играет мозаика сценок высмеивающих всё подряд. Под огнём критики оказались не только сионистские мифы, но также быт и нравы израильских киностудий. В действие включены мини-интервью с женщинами-еврейками, им задаётся только один вопрос: хотят ли они сниматься в кино? Ответ единодушно утвердительный, однако показанные на экране фрагменты кинопроб показывают лишь полное отсутствие у претенденток таланта к лицедейству. Во второй половине действия всплывает фигура психоаналитика (Дан Бен Амоц), обсуждающего с различными персонажами их проблемы (совершенно в духе заокеанских фильмов). Пародийно использованы приёмы израильских и заокеанских лент (например, вестернов и гангстерских боевиков). Лента была удостоена похвал критики, но её совершенно не понял и не принял зритель. В прокате она провалилась и ныне найти материалы по ней в интернете почти невозможно. Впрочем, один из рецензентов, который уже в 2000 году попытался определить место «Дыры в луне» в истории израильского кино отметил: «В эпоху формирования израильской культуры, Ури Зоар оказался тем, кто помог заменить культ нации на более современный культ отдельной личности. Фильмы, подобные этому, говорят, «У меня есть бюджет и я собираюсь взять с собой несколько друзей и повеселиться от души». В своё время. «Дыра в Луне» опьяняла, она считалась поистине революционной вещью. При этом сам Зоар, который был впереди всех, шёл своим путём. Возможно именно тогда у него зрело решение, осуществлённое два десятилетия спустя, когда он отказался от своей профессии и ушел в религию. Так, что не случайно его веселье оказалось недолговечным» Интересно бы понять насколько лента кинематографически устарела к нашему дню. (составлено по различным источникам)