Свидетели (копродукция 9 стран, 2011 — 2017) Режиссёр К. Фам

Длительность 100 минут
%d1%81%d0%b2%d0%b8%d0%b4%d0%b5%d1%82%d0%b5%d0%bb%d0%b81В одном из интервью режиссёр заявил «Этот фильм я посвящаю памяти своих родственников, которые погибли и пропали без вести во время Второй Мировой войны, а также памяти шести миллионов жертв Холокоста. Я всем сердцем желаю, чтобы подобная трагедия не повторилась.» Лента представляет собой три новеллы – «Туфельки», «Брут», «Скрипка» — связанные еврейской темой. Однако кинематографический мир проект покорил не темой, а оригинальным способом показа трагедии. В центре действия каждой короткометражки не живые люди, а либо предметы, либо (во втором эпизоде) – собака. Такой подход позволил найти новые нюансы и убедительно подчеркнуть драматизм происходивших в те годы событий. Лента финансировалась Министерством культуры России, центром документального кино и еврейскими общественными организациями. Премьера каждой части состоялась отдельно, сопровождалась многочисленными откликами специалистов и зрителей, удостаивалась многочисленных призов. Первый и третий эпизоды номинировались на приз «Оскар». Ленты включены в образовательные проекты для школьников по истории Катастрофы в России, Германии, Израиле. Премьера «Свидетелей» состоялась в январе 2018 года. В интернете встречаются трейлеры и различные материалы, позволившие автору каталога создать аннотации на каждый фильм. 
«Туфельки» (2013) Длительность 25 минут
Сюжет фильма разворачивается на протяжении 10 – 15 лет в Восточной Европе. Центральные герои — пара женских туфелек, приобретённых молодой еврейкой в обувном магазине. Далее следует показ обыденной беспечальной жизни девушки, которая идёт своим чередом. Любовь, замужество, ребёнок. А далее война,%d1%82%d1%83%d1%84%d0%b5%d0%bb%d1%8c%d0%ba%d0%b81 вторжение гитлеровцев, репрессии против евреев, поезд в Освенцим. И последний план, когда туфельки оказываются в гигантской куче обуви уничтоженных евреев, сваленных на складе концлагеря. И в этой заключительной панораме читается мысль о том какое огромное количество подобных историй могла бы рассказать каждая пара взрослых или детских туфлей, ботинок… Главной особенностью ленты является ракурс съемки – зритель видит только ноги. Их обладатели двигаются поодиночке, вместе, в их движении прочитываются настроения и характеры людей. Во второй половине фильма в кадр попадают грубо намалёванная на стене звезда Давида или брошенные на мостовую менора вместе с детскими игрушками, иные детали – признаки катастрофы, ведущие к неизбежному концу. Диалоги отсутствуют, действие сопровождается музыкой, созданной специально к фильму (композитор Егор Романенко), однако применённых выразительных средств оказалось достаточно для создания атмосферы высокой трагедии.
Как рассказывает режиссёр фильма Константин Фам в разных интервью: «Меня натолкнула на эту идею история моей семьи и личные впечатления. Мой отец – вьетнамец, мать – еврейка. С обеих сторон многие родственники погибли в войнах. Но если, поехав во Вьетнам, я нашел нескольких членов семьи, то со стороны мамы никто не уцелел. Кстати, она успела увидеть этот фильм за год до смерти. (…)— Лет восемь назад я приехал в Освенцими, и два часа у меня, взрослого мужика, была истерика. Когда видишь там детские ботиночки в гиганской куче обуви, ты не в состоянии осознать, как это могло случиться, как такое вообще может быть. У меня пятеро детей. Каждый год я езжу с ними в Освенцим. Я знаю, что там не самое позитивное место для ребенка, но это надо видеть. Иначе что-то важное в жизни не поймешь, неправильно расставишь акценты. (…) «Я специально сделал так, чтобы было непонятно, где происходит действие. Это общеевропейская история, а не история какой-то одной страны» (…)
Один из критиков отметил: «В фильме нет лиц. Если поднять камеру на лицо — история сразу станет частной, личной. При этом, перед нами не артистический эксперимент и не артхаусный прием, это позиция режиссера. Средствами кинематографа он создал своего рода памятник неизвестному солдату. Вернее, неизвестной жертве войны. Зрители это чувствуют. Естественная реакция после просмотра — минута молчания. Все встают».
«Брут. » (2016) Длительность 35 минут
Экранизация пронзительного по силе воздействия, одноимённого рассказа чешского писателя Людвига Ашкенази (1921 — 1986). История породистой немецкой овчарки которая жила в еврейской семье. Однако по Нюрнбергским%d0%b1%d1%80%d1%83%d1%821 законам «лицам, не доказавшим арийское происхождение запрещается держать породистых животных». Собаку отобрали у хозяйки Розанны (Оксана Фандера) и отдали в питомник, где её новый хозяин нацист Хорст натаскивал пса, обучал его преследовать и мучить людей. Затем овчарка попала в концлагерь, где ей, подобно другим выдрессированным четвероногим собратьям, приходилось встречать эшелоны с узниками из различных стран и провожать их к месту селекции (то есть, уничтожения). В один из дней Брут узнал среди приехавших заключённых свою бывшую хозяйку и устремился к ней, но она не узнала в свирепом звере своего бывшего питомца и умерла от ужаса. Литературный текст стал основой для динамичного, эмоционально насыщенного повествования. Особенность ленты состоит в том, что трагедия Холокоста показана как бы глазами овчарки. Как отметил в своём интервью Константин Фам «Наш фильм будет очень жестким, но абсолютно пацифистским. Моя задача — надеть на зрителя шкуру собаки и показать, насколько быстро можно промыть человеку мозги и превратить его в монстра». Оператор фильма — израильтянин Джиора Бейач — обладатель приза Европейской Киноакадемии за лучшую операторскую работу в фильме «Ливан» (2010). Он сам — сын бывших узников концлагерей Освенцим и Терезин.
«Скрипка» (2017) Длительность 40 минут
Как утверждают источники, сюжет подсказан израильским музыкантом и дипломатом Йоси Тавором. На этот раз трагедия Холокоста показана через судьбу музыкального инструмента, изготовленного в начале ХХ века мастером из Нюрнберга для еврейского мальчика. Поменяв в дальнейшем несколько хозяев, скрипка попала в руки незаурядного исполнителя Леона (Ленн Кудрявицкий),kinopoisk.ru виновного перед гитлеровцами только своим «пятым пунктом». В начале Второй Мировой он был схвачен и сослан в Яновский концлагерь. Здесь начальник эсэсовец-меломан (Михаил Горевой) создал оркестр из талантливых исполнителей и заставил их под страхом смерти сопровождать игрой все экзекуции, включая и смертные казни. Прошло время, «игрушка» надоела мучителю, и он распорядился уничтожить музыкантов. Фильм показывает, как после одного из выступлений оркестрантов убивали одного за другим. (материалы об этом преступлении оглашались на Нюрнбергском процессе) Но скрипка уцелела и после войны попала в Израиль. Её звуки в заключительном эпизоде концерта у Стены Плача достойно венчают трилогию новелл Константина Фама, получившую общее название «Свидетели» (см общую аннотацию). Как отметил режиссёр «Съемки были по-настоящему тяжелыми. Пришлось работать в пяти странах, что очень много для небольшой новеллы. И тут ничего не получилось бы без синергии внутри небольшой команды. Мне кажется, что, завершив эту картину, я обрел часть себя и очень хочу разделить это ощущение со зрителем
По отзывам можно предположить, что фильм показывает Катастрофу с различных сторон. Так одним из персонажей ленты стал молодой немец Курт (Вячеслав Чепуренко). Он воспитывался в еврейской семье, но «истинно арийское происхождение» уберегло его от репрессий. Более того, его призвали в Вермахт и он попал в охрану Яновского концлагеря. Когда Курту довелось увидеть уничтожение евреев, молодой человек оказался перед выбором; смириться ли с творимым злом или воспотивиться, поставив под угрозу собственную жизнь. (составлено по трейлерам и различным источникам)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.