Длительность 155 минут
Экранизация историко-приключенческого романа Ноя Гордона «Лекарь. Ученик Авиценны». Англия 1021 года. У 11-летнего Роберта Коула умерла мать. Сирота прибился в ученики к заезжему знахарю и за несколько лет полной превратностей жизни с Барбером, не только обучился всем его премудростям, но и понял их несовершенство. С возрастом учитель начал терять зрение, однако ему помог врач из еврейского квартала Лондона. Именно от него повзрослевший Роб (Том Пэйн) узнал о существовании великого медикуса Авиценны, жившего далеко на востоке в Исфагане. Однако, мусульмане прочно закрыли христианам доступ в мир ислама, зато там терпели иудеев. И тогда главный герой решил хотя бы внешне стать евреем. Он назвался Иессеем сыном Беньямина, сделал себе обрезание(!?), и направился в Персию. В долгой дороге с неспешно идущими через Ближний Восток торговыми караванами юноша держался возле «соплеменников». Те поражались невежеству собрата, но обучили его началам традиции: как молиться на иврите, надевать тфилин и т д, и т п. Попутно юноша познакомится с невестой богатого иранского еврея прелестной Ребеккой (Эмма Ригби), покорившей его сердце. Во время песчаной бури караван погиб, но главный герой сумел добраться до цели. Там он пополнил число учеников великого целителя и со временем стал первым среди них.
Писатель Ной Гордон определил своё отношение к изображаемой эпохе следующим образом: «Почти весь колорит и очень многие факты, касающиеся XI столетия, для нас безвозвратно утрачены. И там, где источники не сохранились либо малопонятны, я без колебаний прибегал к своей фантазии. Таким образом, эта книга скорее является плодом воображения автора, чем точным изображением исторических событий, а все ошибки, серьезные или мелкие, допущенные мною из желания правдиво отобразить дух эпохи и различных стран, лежат на моей совести«. Сценарий упростил содержание произведения, придав ему более романтическую окраску. Желающие могут сравнить «Лекаря» в первоисточнике и на экране, нас же интересует еврейская тема, проявившаяся в фильме гораздо сильнее, чем в литературных страницах.Во-первых, в ленте неоднократно, хотя и весьма условно показываются черты жизни наших соплеменников эпохи раннего Средневековья в Европе и в Азии. Однако они важны для развития действия. Так, эпизод празднования Шабата в Лондонской иудейской общине ознаменовал для Роба Коула первое знакомство с заинтересовавшей его традицией, продолжившееся на Востоке. В Исфагане, где «Иессей сын Беньямина» поселился в еврейской семье Мирдина, он, а с ним и зритель, увидели застолье, службу в синагоге, с чтением Торы, элементы свадьбы по закону Моисееву. Важную роль в фильме приобрела лирическая линия главного персонажа со спасшейся в пустыне от песчаной бури Ребеккой. Кстати в романе любовь христианина и еврейки отсутствует — эта сюжетная линия — полностью вымысел сценаристов.Во-вторых, хорошо показаны детали конфликта между покровителем великого Авиценны (Бен Кингсли) — султаном Ала да-Даулом и свирепыми исламистами- сельджуками. Когда правитель Исфагана отрубил голову их послу, кочевники вторглись в его владения и осадили город. Спасая жизни и имущество, значительная часть знати решила переметнуться на сторону сильных. Чтобы ослабить режим и ускорить его падение, они развернули кампанию юдофобии. Предлогом для неё стало осуждение запрещённого Кораном, но поддержанного Авиценной препарирования трупов. Эти рискованные занятия расширили знания о строении человеческого тела и даже позволили начать в 11 веке хирургическое лечение роковых для пациентов внутренних болезней. (элемент фантастики) В ответ раздались крики имамов «аллах акбар», «вот что бывает когда впускают иудеев в наши города. Они развращают всех». Вакханалия ксенофобии и антисемитизма, закономерно привела к средневековому по форме, но такому узнаваемому во все времена погрому. Еврейская община уцелела в нём по счастливой случайности, а точнее по воле авторов сценария.
Сделан фильм основательно, с размахом, и смотрится хорошо, несмотря на средний темп. Имеет высокую познавательную ценность. По оценкам различных киносайтов его положительно оценили 92% зрителей. Критики таким масс-культом заинтересовались гораздо меньше…
СПРАВКА. Наш американский соплеменник Ной (Ноах) Гордон (р 1926) известен как автор десятка романов. В нескольких из них, таких, как «Рабби» (1965), «Иерусалимский бриллиант» (1979), «Последний еврей» (2000) поднимается интересующая нас тема. Роман «Лекарь. Ученик Авиценны» (1986) является первой частью «Трилогии рода Коулов». В неё вошли также «Шаман» (1992) и «Проблемы выбора» (1995), названный в русском переводе «Доктор Коул». Кинематограф к творчеству писателя обратился впервые.
Прекрасный приключенческий фильм и еврейская линия введена очень к месту.
Очень приятный исторический фильм, которого раньше не видел. Рекомендовал знакомым. Они довольны.