Длительность 144 минуты
Очень популярный в середине 1990-х голливудский блокбастер, повествующий о нашествии на Землю в недалёком будущем нехороших инопланетян. Сочетал не приевшиеся в то время чудеса компьютерной графики с выразительной игрой актёров, которым ещё было из чего создавать впечатляющие образы. Итак, 2 июля некоего года гигантские круглые корабли, защищённые силовым полем, зависли над крупнейшими городами планеты. Направляемые из находящегося в открытом космосе центра, пришельцы начали разрушать одно государство за другим. Президент США попытался организовать сопротивление агрессорам, но истинными героями противоборства стали простые американцы разных национальностей и рас, проявившие мужество и героизм. В число ведущих персонажей фильма вошёл ашкеназ, компьютерщик Дэвид Левинсон (Джефф Гольдблюм). Оказавшись в непосредственной близости от руководства страны, он превратился в активного сотрудника мозгового центра по организации разгрома галактических пришельцев. Рядом с ним постоянно находился его отец Джулиус (Джадд Хирш), смешной, неуклюжий, но по-своему очень разумный еврей. Несмотря на многие проведённые в Америке годы, он сохранил в себе характерные черты обитателя штеттла где-то в Восточной Европе.
Не посещавший синагогу после смерти жены, этот пожилой человек в критическую минуту решил обратиться к Богу. Он одел кипу и собрал вокруг себя необходимый для молитвы миньян (10 человек). Его не смутило, что в окружении находились представители самых разных религий и атеисты. На возражение одного из приглашённых в группу «но я не еврей», Джулиус возразил «у каждого свои недостатки», совершенно в стиле знаменитой реплики из комедии «Некоторые любят погорячее» («В джазе только девушки»). (На снимке он с сыном за любимым занятием, за шахматной доской). Характеризуя место этого персонажа в грандиозной футуристической драме Матвей Ганапольский отметил: «Тот, кто видел фильм, понимает для чего на фоне возможной величайшей трагедии человечества появляется герой с неистребимым еврейским юмором. Он позволяет снизить пафос киногероизма, дает зрителю возможность психологически передохнуть перед очередной атакой на вражеские инопланетные корабли. «День независимости» – проявление своеобразного «гамбургского счета» в ориентированной исключительно на коммерческий успех киноиндустрии блокбастеров. Появление в подобном фильме героя; не итальянца, например, или француза, а именно еврея, говорит о том, что сценаристы сочли важным показать здесь именно еврейский философский подход к жизни, который можно сформулировать так: «Все бывает, но будем сопротивляться и надеяться на лучшее». (журнал «Лехаим», №6 – 218, июнь 2010 года). Фильм заработал несколько премий за визуальные эффекты. Материал для понимания особенностей использования еврейской темы в американском кино.