Мишель Эзра Сафра и его сыновья (минисериал Израиль, 1982) Режиссёр Н. Даян.

Длительность 300 минут (60 минут х 5)
%d0%bc%d0%b8%d1%88%d1%8d%d0%b11Экранизация книги Амнона Шамоша. По данным интернета один из самых дорогостоящих проектов израильского ТВ 1980-х – в него было вложено 5 млн фунтов стерлингов. Содержание ленты охватывает почти полстолетия и показывает историю представителей еврейской купеческой семьи Сафра. Несколько веков многие её поколения процветали в сирийском Алеппо. Ещё в 1930-е всё шло гладко, но во время Второй Мировой войны экономическая жизнь города резко затормозилась, а антисемитизм столь же стремительно усилился. В середине 1940-х местная община, начала массово эмигрировать во Францию, Аргентину, США и чуть позже в Израиль. Сафра не оказались исключением. Центральные линии сюжета показывают отношения между перебравшимся в Аргентину главой клана Мишелем-Михаэлем Эзрой (Макрам Хури), и двумя его сыновьями: старшим Рахмо (Амос Лави) и младшим – Альбером (Давид Менахем). Первый — гордость отца, усвоил его коммерческие таланты, репатриировался во Францию где сделал карьеру как проницательный и удачливый торговец.

Второй к неудовольствию родных, превратился в сионистского активиста и совершил алию в Израиль. На исторической Родине он поначалу поселился в кибуце и стал совершенно светским человеком. Чем дальше, тем меньше Мишель узнавал о его жизни, ибо Альбер перешёл работать на военный завод и, естественно, не мог распространяться о своей деятельности.
Одной из важных тем стала связь семьи Эзра с традицией. По ходу действия Мишель, которого считали одним из самых уважаемых евреев города, спас из местной синагоги во время погрома свящённый свиток Торы известный, как Алеппский кодекс. Но глава семьи не мог или не хотел поделиться священной реликвией с остальным миром. Он увёз её в Аргентину и перед смертью переправил манускрипт во Францию любимому сыну Рахмо, а тот положил его в сейф. Альберт и его друзья в Израиле получили только несколько фрагментов свитка, причем они даже не знали о местонахождении сокровища. В середине действия сейф в конторе Рахмо взломали, свиток похитили, а его владелец умер от сердечного приступа.
По откликам глава рода Мищель показан непростым человеком. В начале фильма это еврейский националист, враждебно взирающий на иноверцев и инородцев. Так, продавая товар покупателю итальянцу, он взимает с него гораздо большую сумму, чем принято. Сыну торговец объяснил такой поступок очень просто: «Это не один из нас». С подобной же внутренней неприязнью Мишель относился и к арабам, хотя имел среди них приятелей. Когда его добрый знакомый Кемаль захотел женить своего сына на дочери друга, то не желая, чтобы Мазаль (Тиква Даян) вышла замуж за язычника, папа немедленно отправил её в Париж. (К его горькому разочарованию, во Франции чадо влюбилось и вышло замуж за христианина). Несмотря на произошедший инцидент, Кемаль остался другом Мишеля, и во время погрома пожертвовал своей жизнью, чтобы защитить еврейскую семью Эзры и вывести ее из охваченного беспорядками города. После столь убедительного свидетельства героизма мусульманина, главный персонаж перестал высказывать националистические взгляды.
В сериале немало внимания уделяется той части семьи, которая приезжает в Израиль, и переживает все трудности абсорбции. Существенное место при этом занимает показ расхождений и конфликтов между ашкеназами и сефардами. Альбер женился на ашкеназке и его жену Диту (Анат Мендельсон) в столовой кибуца с подковыркой спрашивают «Как вы думаете, можно ли в подобном смешанном браке иметь детей?». Эта проблема часто обсуждается за семейным столом и представитель следующего поколения клана, уже «ватик» Натан (Хаим Банай) всегда успокаивает присутствующих словами, что через несколько лет это явление исчезнет. Однако подобные дискуссии повторились среди Эзра и двадцать лет спустя. Поводом для них стал случай, по которому один из членов семьи не смог занять руководящую должность в политической партии, ибо он сефард. И это при том, что другой член семьи, который имел большие шансы на продвижение в армии, героически погиб в Шестидневной войне. Однако с течением времени противоречия сглаживаются и молодёжь израильской ветви семьи становится полноценными гражданами еврейского государства.
Производство сериала оказалось сложным и дорогостоящим делом. В нём фигурирует много персонажей из исламских стран, а для этого нужно было найти большую группу хороших актеров, которых израильская публика смогла бы воспринимать именно как восточных евреев. Помимо трудного кастинга, много сил потребовала реконструкция облика и атмосферы различных уголков в мире в в период с 1930-х по 1970-е годы. Необходимо было воссоздать традиционные костюмы, внешний вид зданий и улиц в Израиле, Сирии, Франции, Аргентине и США. В Сирии по политическим причинам снимать было невозможно, поэтому натуру для ряда эпизодов пришлось искать в Израиле. К примеру, интерьер великолепной кофейни Алеппо 1930-х сделали в хорошо известном здании Иерусалимской ассоциации YMCA. После завершения первой части сериала продюсеры не спешили делать продолжение, а показали её и подождали положительных отзывов от зрителей и критиков. Дальнейшие съемки создатели ленты завершили более чем через год после премьеры первого эпизода, и поэтому второй раз показали своё творение целиком от начала до конца. Ныне видеоматериалов из ленты найти в интернете не удалось (составлено по различным источникам)

Мишель Эзра Сафра и его сыновья (минисериал Израиль, 1982) Режиссёр Н. Даян.: 2 комментария

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.