Длительность 113 минут
Вариант смыслового перевода названия – «Непокорность». Пролог ленты открывается многозначительной проповедью уважаемого всеми раввина провинциального американского городка Хендон Шмуэля Крушки. «В начале А-Шем создал три вида живых существ. Ангелов, людей и зверей. Ангелы сотворены по его чистому слову. Они не могут творить зло и на мгновение не отклоняются от высшей цели. Зверями руководят только их инстинкты. Но и животные подчиняются воле своего создателя. Далее в Торе сказано, что А-Шем целых шесть дней создавал и совершенствовал их, а потом, перед закатом взял горсть земли и сотворил из неё мужчину и женщину. Как понять, что же есть мужчина, женщина? Они лишь дополнение к сущему, или венец творения? Ведь человек — создание способное неповиноваться. Из всех существ лишь у нас есть воля, поэтому мы застряли между чистотой ангелов и низменными желаниями зверей. А-Шем дал нам свободу выбора; эта возможность может стать привилегией или проклятьем, и нам решать, как мы проживём свою запутанную жизнь».
С этими словами раввин внезапно отошёл в лучший мир, но его итоговое размышление даёт ключ к решению заложенного в фильме основного конфликта. По сценарию Крушка оставил всё своё имущество синагоге, ибо его единственная дочь Ронит (Рэйчел МакАдамс) уже 13-ть лет как покинула родительский дом, отринула традицию и превратилась в весьма модного нью-йоркского фотографа. Её настолько забыли на малой родине, что даже не удосужились сообщить о смерти самого дорогого человека. Поэтому когда уже после окончания шивы она вернулась в родные края, женщину никто не ждал. Приятель юности Давид Куперман (Энтон Лесснер) женился на её лучшей подруге Эстер (Рэйчел Вайз) и, хотя детей у них не было у них не было пара жила в мире и согласии. Давид был учеником и почитателем рабби Шмуэля и ему прочили место почившего Крушки. Эстер с успехом преподавала в религиозной школе для девочек. Но авторы ленты предложили зрителю весьма модную коллизию. Эстер оказывается была скрытой лесбиянкой и прибытие старой партнёрши пробудило давнюю греховную страсть. Всем известно, как относится не только иудаизм, но и другие мировые религии к гомосексуальным аномалиям. Частые свидания пары и её эротическое притяжение не остались без внимания у членов ортодоксальной общины. Поползли нехорошие слухи и трое главных персонажей оказались перед выбором: как спасти репутацию и строить свою дальнейшую жизнь. (Вот тут-то самое время вспомнить последнюю речь рабби). Нужно было принимать решение: поступить ли согласно традиции или нарушить её? Ронит с радостью увезла бы подружку с собой в Нью-Йорк, но Эстер не хотела менять привычный религиозный уклад на непонятную ей светскую жизнь. Давид со своей стороны предоставил супруге свободу выбора, хотя это стоило ему почётного места проповедника в синагоге… Разрешение сложного нравственного конфликта зритель может увидеть сам – фильм с русским переводом имеется в торрентах. Автор каталога должен отметить, что перед нами одна из немногих американских лент, во всех подробностях показывающих жизнь провинциальной еврейской ортодоксальной общины в США. В глубинке страны сохранились как норма регулярное посещение богослужений в синагоге и традиционные обряды – например празднование шабата во время которого возбраняется говорить о мирских делах. Авторитет раввина достаточно высок и к нему обращаются за советом по различным вопросам. Кроме того, он признанный воспитатель и наставник молодёжи. В одном из эпизодов Давид проводит со студентами ешивы занятие по тексту «Песни песней». Как мы знаем этот источник знаменит двойственными толкованиями. Молодежь у которой играют гормоны видит в нём главным образом вдохновенную эротическую поэму. Учитель ненавязчиво, но настойчиво пытается повернуть восприятие своей аудитории в сторону духовного толкования произведения… Темп действия неторопливый, как и жизнь маленького городка. На этом фоне Рэйчел МакАдамс и Рэйчел Вайз вполне достойно ведут свои роли. Подобная же лесбийская проблема поднимается в фильме «Секреты» (см каталог).