Длительность 109 минут
Нечастый для кино США образчик социальной драмы. На экране американский захолустный городок 1978 года. Безрадостное монотонное существование местных жителей. Единственное крупное предприятие глубинки – текстильная фабрика, где в адском грохоте прядильных станков трудятся около тысячи человек. Владелец, администрация и охрана завода – могучая сила и власть. В этих цехах никто и никогда не слышал о правах трудящихся, коих беззастенчиво угнетают. Один из винтиков этого механизма — Норма Рэй Уэбстер (Салли Филд). Вне работы, как и у всех, монотонное существование. Живёт в одном доме с отцом – Сонни, одна воспитывает двоих детей. Изредка находит и меняет любовников. Однако и в эту глушь доносятся новые веяния; в городке появляется представитель всеамериканского профсоюза текстильщиков Реувен Варшавски (Рон Либман). Его организация привлекает сторонников тем, что защищает права тружеников независимо от их расы, пола и национальности. Энергичная с чувством собственного достоинства женщина быстро вовлекается в общественную деятельность и начинает пропагандировать идеи социальной справедливости. Более того, она становится двигателем нового начинания в провинции.
Подробно зритель может узнать перипетии сюжета посмотрев ленту с русской озвучкой, нас же для каталога интересует иной аспект. Одним из главных действующих лиц является нью-йоркский еврей Реувен Варшавски. Он не скрывает своей «пятой графы», но взял на себя нелёгкую задачу – продвигать создание отделений профсоюза в глухих местах, полных антисемитских предрассудков. При первой встрече Сонни Уэбстер прямо высказывает ему свою неприязнь к чужакам: «Насколько я знаю, вы все коммунисты, агитаторы, жулики или евреи». «У меня нет братьев среди жидов» — нагло отвечает охранник фабрики в ответ на дружеское обращение и провоцируя конфликт с нежелательным элементом. Норма также начинает общение с Реувеном с примитивного уровня «Никогда не встречала евреев. Я слышала у вас рога?» «Обрезание – да, рогов нет» — с юмором отвечает наш соплеменник. В дальнейшем его благие дела меняют к нему отношение большинства окружающих. Ведь именно он объединил людей в борьбе за справедливость, пробудил в их душах лучшие чувства. Благодаря ему повернулась жизнь и главной героини. Он вызвал у неё нежные чувства, но не претендовал на нечто серьёзное, ибо она недавно вышла замуж… В своё время «Норма Рэй» привлекла внимание социальной тематикой и была удостоена двух «Оскаров», в том числе премию получила Салли Филд. Мартин Ритт и ранее обращался к еврейской теме (см в каталоге фильм «Подставное лицо»)
В фильме «Норма Рэй» хорошо показаны невыносимые условия труда и нищенская зарплата на текстильной фабрике. Но так живут все родственники и многие знакомые нашей героини. И ничего, ровным счетом ничего не меняется долгие годы. Только знакомство с профсоюзным деятелем евреем Рубеном Варшавски круто меняет жизнь Нормы. На экране редкий случай, когда показано участие евреев в рабочем движении США.