Поезд за счастьем (СССР, 1989) Режиссёр А. Левенбук

Длительность 126 минут
%d0%bf%d0%be%d0%b5%d0%b7%d0%b4%d0%b7%d1%811Постановка одноимённой пьесы Аркадия Хайта (1938 — 2000) московским театром «Шалом». Появление этого произведения на сцене стало одним из показателей ослабления тоталитарной цензуры и поворота перестроечной культуры к еврейской теме. Пройти мимо такого материала автор каталога не может, но очень спорно вставить его в наш перечень при ужасающе низком качестве. Спектакль снят на любительскую камеру с нечётким изображением и жутким звуком. Тем не менее, эту запись до сих пор выкладывают на сайтах и в ю-тубе, смотрят, комментируют. Основная причина тому – прекрасная литературная основа. Внешне сюжет прост, даже незатейлив. На сцене всё время железнодорожный вагон, в котором едет группа евреев. Они обсуждают свои проблемы, ссорятся, мирятся, ведут разговоры «за жизнь», делают гешефт. Однако поезд при этом воспринимается как символ непрерывно текущего времени и за его окном проносится большая часть 20-го века. Поэтому в действии меняются пассажиры и темы. Они близкие, а бывает и больные, но неизменно важные для нашего народа. При этом любая мини-новелла обязательно скрашивается доброй толикой еврейского юмора. 

Недаром Хайт открыл первый акт программным заявлением от автора, цитируемым во многих сайтах. Не обессудьте, если я воспроизведу их ещё раз. Есть слова глубокий смысл которых не исчезает от многократного повторения: «У каждого народа есть свой поезд, который мчится через года, через столетия, поезд его истории, его судьбы. Есть такой поезд и у еврейского народа. Такой же, как у всех. Не хуже, не лучше. Только, может быть, в нем побольше шума и разговоров, скорби побольше и немного больше юмора. Потому что без юмора, как говорится, этот поезд дальше не пойдет. Сама жизнь едет в этом поезде. Мелькают картины далекого прошлого, воспоминания детства и события сегодняшних дней. То весело стучат колеса, то криком кричит паровозный гудок… А поезд все идет и идет. Без расписания. Без остановок. Всегда. В будущее. За счастьем». Такое отношение к невзгодам показывает, что смеющийся в самые кризисные моменты своего бытия народ в конечном счёте преодолеет все преграды и победит… Пьеса построена на диалогах, в ней мало активного действия и это создаёт дополнительные сложности для режиссёра и актёров. Да и смотреть приведённую запись можно только при большом желании. Видеоматериал прямо-таки призывает профессионалов обратиться к первоисточнику и сделать на его основе серьёзный и смешной фильм. Ну а зрители пусть бросятся искать текст пьесы и насладятся своей находкой сполна.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.