Энтеббе (Великобритания-США, 2018) Режиссёр Ж. Падилья

Длительность 107 минут
%d1%8d%d0%bd%d1%82%d0%b5%d0%b1%d0%b1%d0%b51Каждый образованный человек знает об этом событии полувековой давности. 27 июня 1976 года палестинские и немецкие экстремисты захватили лайнер кампании «Эйр Франс» рейса Париж — Тель-Авив. Пассажиров взяли в заложники, а самолёт вынудили лететь в Уганду. Террористы потребовали освобождения 53 своих сторонников, содержавшихся в тюрьмах различных стран. Тогдашний диктатор этой африканской страны Иди Амин фактически поддержал требования воздушных пиратов. Отказавшись вести переговоры с преступниками, Израиль подготовил и провёл в ночь на 4 июля операцию «Шаровая молния». В её ходе коммандос АОИ освободили почти всех заложников и вывезли их в Тель-Авив. Акция стала одним из наиболее впечатляющих событий, показавших заботу еврейского государства о защите своих граждан. Почти сразу же эту тему осветили три игровых ленты («Операция «Йонатан», «Победа в Энтебе», «Рейд на Энтебе»). Все они местами прямолинейны, во многом наивны, но интересны показом различных деталей того драматического события. Однако за последующие десятилетия были рассекречены и опубликованы интереснейшие документы и свидетельства как политиков, так и непосредственных участников освобождения заложников.

Именно это побудило выпустить на экран современную версию уже ставшего историей факта. В американском прокате она прошла, как «7 дней в Энтеббе», в России её показали под названием «Операция «Шаровая молния». Она достаточно точно, пошагово, воспроизводит события исключительно напряжённой недели. Но, что нового можно найти в работе режиссёра Жозе Падилья? В центр действия выдвинуты%d1%8d%d0%bd%d1%82%d0%b5%d0%b1%d0%b1%d0%b52 идейные и личностные мотивы поведения участников похищения, принадлежавших к различным лагерям. Это приблизило кинокартину к жанру психологической драмы. (Нечто подобное сделал Стивен Спилберг в «Мюнхене») В таком подходе есть свои преимущества, но немало и недостатков. Спорным, на наш взгляд, является выдвижение на первый план образов немецких экстремистов Бригитты Кульман и Вильфрида Бёзе. В диалогах и репликах они пытаются осмыслить свое место в развернувшейся трагедии и характер взаимоотношений с арабскими боевиками. Многословен показ подготовки операций непосредственно в Израиле, налицо излишек  споров политиков и военных нашей страны, сопровождающих принятие судьбоносного решения. Любопытно обрисован характер тогдашнего премьер-министра Ицхака Рабина (Лиор Ашкенази). Он показан эдаким Гамлетом, человеком, разрывающимся между стремлением защитить граждан своей страны и осознанием бесперспективности курса на непрерывное противостояние с палестинцами. По нашему мнению желание превратить ленту в психологическую драму привело к утрате темпа и резкому падению уровня динамики. Особенно это заметно в сцене реконструкции операции в Уганде и освобождения заложников. Поэтому она не производит большого эмоционального впечатления. В целом, «Энтеббе» представляет не столько художественный, сколько информативный интерес. (Кстати, это единственный фильм по теме где название аэропорта пишется через два «b»)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.