Голый среди волков (ГДР, 1963; Германия, 2015) Режиссеры Ф. Бойер и Ф. Кадельбах

Длительность 120 и 101 минута
%d0%b3%d0%be%d0%bb%d1%81%d1%80%d0%b22Фильм снят по роману Бруно Апица (1900 – 1979) в котором автор проведший 11 лет в гитлеровских застенках, воспроизвёл событие в Бухенвальде весной 1945 года. Кратко напомним содержание книги. Войска антигитлеровской коалиции активно наступали с востока и с запада; до освобождения концлагеря оставались считанные недели. Однако, фабрика смерти Третьего рейха продолжала массовое уничтожение своих жертв. Исходная точка повествования выглядит несколько надуманной, хотя чего только не бывает в жизни. В прибывшем из Освенцима эшелоне варшавский еврей Захарий Янковский привёз в чемодане трёхлетнего соплеменника Стефана – единственного, кто выжил из своей семьи. Ребёнок случайно попал в руки участников Интернационального подпольного комитета Бухенвальда, возглавляемого Гербертом Боховым (Джерри Вольф). В дальнейшем его спасением непосредственно занимались руководитель военного крыла организации Андре Хёфель (Армин Мюллер-Шталь) и староста лагеря Вальтер Крамер (Эрвин Гешоннек). Захарий погиб, а маленького узника прятали в укромных местах (склад обмундирования, инфекционный барак), обеспечивая питанием. Но о нем стало известно администрации и охрана лагеря занялась его поисками, сделав их предлогом для выявления активистов Сопротивления.

В ход шли все средства способные сломить волю заключённых: донос, подкуп, аресты, пытки. Коммунисты как раз в это время заканчивали подготовку восстания и репрессии охранников угрожали сорвать выступление. Однако момент падения нацизма неумолимо приближался… Незаслуженно полузабытый сегодня роман представляет собой одно из наиболее ярких описаний конфликта репрессивного гитлеровского режима и духовной силы узников. Неудивительно, что он оказался в поле внимания кинематографистов.%d0%b3%d0%be%d0%bb%d1%81%d1%80%d0%b23До настоящего времени сделаны два экранизации произведения. Первая – чёрно-белая – охарактеризованная выше, появилась в социалистической Восточной Германии. Это достаточно точное воспроизведение основных линий романа в традициях кино 1960-х. (Ничего удивительного; соавтор сценария – сам Бруно Апиц). Режиссёр сделал фильм интернациональным, задействовав в нём актёров из ГДР, Польши и СССР. Натурализм отдельных сцен произведения намеренно смягчён и только подразумевается. Ненавязчиво, но постоянно проводится идея руководящей роли коммунистов в движении сопротивления. На первый план выведена проблема духовного противостояния фашистов и заключённых, не потерявших в жутких условиях концлагеря человеческого достоинства. Финальная сцена восстания снята с эмоциональным подъёмом и до сих пор производит впечатление. Актёрски наиболее интересны выдающиеся немецкие актёры Эрвин Гешоннек (1906 – 2008) и Армин Мюллер-Шталь (1930). На общем фоне история спасения еврейского мальчика представителями разных национальностей подана как символ единения и духовной борьбы узников против фашизма Лента была удостоена Серебряного приза 3-го Московского МКФ, после чего её выпустили на экраны СССР в сильно урезанном виде (92 минуты). Именно эта прокатная версия доступна в сайтах интернета.
Добротный вариант 2015 года содержит больше отступлений от текста романа. Визуально он явно сделан с учётом опыта раскрытия на экране ада гитлеровских фабрик смерти за последующие с 1963-го полстолетия. В отличие от ранней версии упор делается не на противостояние личностей, а на показ жуткой%d0%b3%d0%be%d0%bb%d1%81%d1%80%d0%b24 сущности гитлеровской тоталитарной системы. Бухенвальд на экране – откровенная до натурализма, бесчеловечная машина оболванивания и последующего уничтожения неугодных. Жизнь заключённого не стоила гроша и полностью зависела от прихоти охранников. Эпизоды допросов в бункере пыток напоминают истязания в средневековых застенках. Нацисты в отношении садистской выдумки ничем не отличались от инквизиции На этом фоне по контрасту особенно впечатляют эпизоды доброго, нежного отношения узников к ребёнку, напоминающему им о довоенном мире, об утраченных семьях. Для режиссёра важна общая картина, поэтому по-настоящему выдающихся актёрских работ в ленте нет. Если у Байера эмоциональным пиком действия стала сцена восстания, то Кадельбах сделал высшей точкой напряжения начало эвакуации лагеря, а именно – блока евреев. (как известно из 50.000 с лишним заключённых было вывезено порядка 30.000). В отличие от книги никакого массового выступления против фашистов в финале нет, как и любых упоминаний о коммунистах. Повинуясь приказу свыше, эсэсовцы бросают Бухенвальд и оглушённые отсутствием команд узники группами кучкуются на плацу. Наступившая просветлённая тишина, пожалуй, по-своему сильный заключительный аккорд, хотя он абсолютно противоречит пафосу произведения. Желающие могут посмотреть этот вариант, который также имеется в интернете с русской озвучкой.

Голый среди волков (ГДР, 1963; Германия, 2015) Режиссеры Ф. Бойер и Ф. Кадельбах: 5 комментариев

  1. Сюжет книги расписан достаточно подробно. Новый вариант видела. Старый искать не буду. Не люблю чёрно-белое кино.

  2. Помню старый фильм. Там сплошные коммунисты. И автор книги тоже был коммунист. А в новом ничего подобного. Правильно замечено в аннотации, даже восстание убрали. Писатель бы не одобрил.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>