Юденкрайс или Вечное колесо (Украина, 1996) Режиссёр В. Домбровский

Длительность 75 минут
Фильм-притча, действие которого происходит в 1938 – 1944 годах в Черновцах. Многонациональное, в том числе еврейское население стремилось жить обычной жизнью, независимо от менявшихся политических режимов. За румынами пришёл СССР, затем последовали немецкая оккупация, возвращение советской власти. Ежедневные заботы, мечты, драмы. Люди приспосабливались к новым порядкам, с грустью вспоминая о прошлом. Вот и раздавались голоса: «а вот при румынах было лучше», «а вот при советах…». Но заложенные веками духовные стереотипы разных культур продолжали существовать, ассимилируя в себе приходящий извне культурный материал. И передавали друг другу в 20-м веке легенду о Дон-Жуане, сказания об Адаме и Еве, о деве Марии. Вот только почти все древние герои в сознании слушателей превращались в типичных украинских селян с изначально светлыми, часто сдобренными юмором чертами. Поэтому они отражали способность рассказчиков сопереживать, приходить друг другу на помощь, особенно если их не будут разделять их навязанные политиками враждебные идеологии. Жизнь идёт, крутится её вечное колесо и так хочется надеяться на его поворот к лучшему…
Теперь о еврейской теме. Она отражена уже в названии фильма, ведь «Юденкрайз» – гетто в Черновцах при гитлеровцах. Но его показ занимает на экране 18 минут и условия жизни в нём отличаются от обычных лишь добавлением колючей проволоки и желтых звёзд. О нём можно было бы не упоминать вообще, ибо главный символ фильма – вечное колесо. Другое дело колоритная пара наших соплеменников. Это старый дирижёр Либерзон в колоритном исполнении Богдана Ступки вместе с женой (Тамара Яценко). Его заветная мечта поставить «Аиду» Д. Верди; он даже нашёл исполнительницу заглавной роли – местную девушку Маричку. Пока разные препятствия мешают осуществлению проекта, он сотрудничает и с румынской и с советской властью. Но категорически отказывается играть в борделе перед фашистами. Не желает ехать с местным воротилой за океан для воплощения цели своей жизни. Он прикипел к Буковине, ставшей его судьбой, как и у представителей других этносов. В финальной сцене сидят вокруг очага Либерзон, мать-одиночка Маричка, кузнец, два помирившихся солдата украинца из враждебных армий. Все поют задушевную украинскую песню. Таков финал авторского замысла касающегося вечных, общечеловеческих проблем, в которых еврейская тема проходит вторым планом. В целом кинокартина оставляет очень светлое впечатление, её символика проста и понятна. В интернете можно найти оригинальную версию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.