Путешествие товарища Сталина в Африку (Грузия-Россия, 1992) Режиссёр И. Квирикадзе

Длительность 80 минут
Сюжет этого исторического фарса не подтверждается историческими фактами. Осенью 1952 года здоровье «вождя и учителя» быстро сдавало, ему уже невмоготу стало присутствовать на митингах и парадах. Тогда его приближённые инициировали сверхсекретную программу поисков двойника, дабы показывать народу «Иосифа Виссарионовича» на массовых церемониях. В результате тщательных поисков в огромной стране нашли 40 похожих на Сталина граждан. Среди них провели повторный отбор и «в финал» вышли трое самых-самых кандидатов. Одним из них оказался 50-летний грузинский еврей, рабочий стекольного завода в Боржоми Моисей Пичхадзе (Рамаз Чхиквадзе). Есть мрачный парадокс, в том, что больше всего соответствовал образу великого антисемита провинциальный и богобоязненный иудей. Его изолировали от общества и вывезли в заброшенный санаторий, на восстановление которого не нашлось денег. В этой сюрреалистической атмосфере развала специальная группа возглавляемая функционером Ильёй Гоголадзе лепила из нашего соплеменника вождя. Ему показывали километры кинохроники, и часами тренировали подопытного индивида двигаться и говорить точь-в-точь как Сталин. Полученные результаты отправляли в Москву, где специальный функционер знакомилась с ними и присылала новые инструкции.

Она даже собралась лично приехать в Грузию, но произошло непредвиденное — вождь умер. «Сверху» немедленно спустили распоряжение, программу закрыть, двойников ликвидировать. Так ещё один гражданин СССР — Пичхадзе — пропал без вести… Фильм вызвал противоречивую реакцию. Зритель его в массе не принял. Критики поделились на две группы. Меньшая часть увидела на экране проявление творчества, а большинство дало отрицательные оценки, вплоть до обвинений в непрофессионализме. Дадим слово режиссёру, который рассказал об особенностях своей работы над лентой. (заимствовано из «Википедии»)
По словам Ираклия Квирикадзе, «фильм делался совершенно без сценария. Я написал во Франции сценарий, назывался «Розовощекий Дон-Жуан плачет». В моей фильмографии ошибочно указано, что по нему снят фильм. Сценарий получил приз, был утвержден для постановки, французы выделили деньги, главным героем должен был быть Жан-Луи Трентиньян. Съемочная группа приехала в Тбилиси подбирать натуру, и тут случилась гражданская война со Звиадом Гамсахурдией. По Тбилиси ездили танки, стреляли пушки, и французы уехали. Мы уверяли французов, что никакой опасности нету, что мы снимаем не в Тбилиси, а в провинции. Трентиньян все равно хотел поехать, говорил: «Мне плевать, я люблю эту историю, этот сценарий». Но французские спонсоры закрыли свои банковские счета и вышли из игры, ссылаясь на форс-мажор. А у нас были пошиты костюмы, были выбраны места для съемок, подобраны актеры, и в Грузию уже перевели около 150 тысяч долларов, на которые французы не претендовали. И у меня на волне раздражения родилась идея. Я сказал: «Давайте я за несколько дней напишу совсем другую историю, учитывая те объекты и костюмы, которые у нас есть. Давайте просто поедем и поснимаем». На студии, конечно, какие-то деньги уже распилили. Мы поехали. Фильм — полная импровизация на съемочной площадке с актерами, которые изначально должны были играть совершенно другие роли. Получился непонятный микст: что-то из старого, что-то из нового. Я так люблю монтаж, что у меня было желание снять фильм, как будто бы он не смонтирован. Поэтому там повторяются дубли, специально сделаны плохие склейки. Такая вот поэтика несмонтированного кино» Фильм можно найти в интернете.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.