Кофе с лимоном (Россия-Израиль, 1994) Режиссер Л. Горовец

Длительность 92 минуты

Печальная история ассимилированного русского еврея, драматического актера Валерия Островского (А. Абдулов). Во время большой алии (рубеж 1990-х годов) он решается выехать вместе с семьей в Израиль, надеясь реализовать свой творческий потенциал в новой обстановке. Однако вскоре его надежды на счастливую жизнь рассеиваются. Столкнувшись с реалиями нового места, он понимает, что в Израиле столкнулся с еще большей, чем в России, коммерциализацией искусства, и его талант никому не нужен. Главная причина драмы Валерия в нежелании что-либо изменить в привезенном из России менталитете. Оказавшись в состоянии депрессии, не выдержав трудностей, он оставляет семью в Израиле, а сам возвращается в Россию, где гибнет от случайной пули во время событий в Москве в октябре 1993 года. Не удалось найти ни приличных фото, ни постера. Фильм заставляет задуматься о проблемах “олим хадашим” – новых репатриантов в Израиле.

В качестве приложения даю фрагмент из интервью с режиссёром опубликованного вскоре после выхода фильма (взято из Интернета)

Смотрим вместе «Кофе с лимоном». Знакомые все лица. В главных ролях Александр Абдулов и Татьяна Васильева. В эпизодах – Збруев, Фарада, Ярмольник, израильские актеры, девятилетний сын Леонида. Фильм очень грустный. После его просмотров эмигранты из России в Израиль говорили, что фильм о них, в Америке эмигранты из Израиля узнавали в героях себя, а в Москве женщина, никуда никогда не уезжавшая, сказала Леониду, что фильм – о ее жизни. Я вспомнил строки из песни на слова Юрия Рыбчинского «Я не могу расстаться. Я не могу остаться. То в жар меня бросает, то бьет меня озноб. Я не вижу выхода. Остается, братцы, только пулю в лоб». Эту пулю главный герой фильма и получает, вернувшись в финале из Израиля в Москву.

- Почему все-таки такая концовка?

- Концовка в сценарии предполагалась иная: герой, возвратившись в Москву, приходит в свой родной театр. Вход заколочен. На дверях – листовка: «Театр закрыт. Все ушли на митинг». Но с каждым приездом в Москву во мне все больше нарастало ожидание чего-то ужасного. Октябрь 93-го я встретил в Москве. Боевые события наша съемочная группа снимала прямо из окон дома на Красной Пресне. Пришлось вносить коррективы. Фильм был закончен в 94-м и с тех пор объездил более двадцати фестивалей, в том числе и такие престижные, как в Берлине, Монреале, Монпелье. Состоялся премьерный показ и в недавно созданном Московском музее лучших фильмов мирового кинематографа.

- Почему такое странное название? «Кофе с лимоном».

- Потому, что кофе с лимоном, который любят здесь, в Израиле считается дикостью. Это фильм о чужом человеке в чужой стране. Только не нужно меня отождествлять с главным героем. Мне на жизнь в Израиле грех жаловаться. Израиль – очень красивая страна. И у меня, и у жены был нормальный заработок, мне давали снимать кино. Другое дело, что у меня постоянно возникал вопрос – а нужно ли этой стране искусство, как таковое, вообще? Самое интересное, что теперь этот вопрос я задаю себе здесь. Я снимал фильм не по законам политики, а по законам искусства, потому что, в первую очередь, это фильм о душе.

- Фильм снят на русском с вкраплениями иврита. На каком языке думаешь снимать дальше?

- После «Кофе с лимоном» уяснил для себя, что снимать могу только на русском. Почему? Потому что не зря «в начале было слово». В данном случае – сценарий. Только русский язык, в моем понимании, допускает многозначность, понятие того, что между слов. В других языках для меня нет того подтекста, который режиссеры называют вторым планом.

Кофе с лимоном (Россия-Израиль, 1994) Режиссер Л. Горовец: 1 комментарий

  1. Приветствую Вас! Ищу сам фильм “Кофе с лимоном”…у Вас тоже только информация,а как найти сам фильм не подскажите? Заранее благодарна.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>