Длительность 115 минут
Есть и другой вариант названия: «Выжить с волками». Экранизация книги М. Дефонсека: «Миша. Воспоминания о годах Холокоста». Это драматическая история скитаний маленькой еврейки во время Второй Мировй войны, считавшаяся воспоминаниями о реальных событиях. Однако, обратим внимание на крайне любопытные фразы автора, неоднократно встречающиеся в Интернете: «Мое видение мира было достаточно нереальным, именно оно и послужило мне отправной точкой. Я была не ребенком и не взрослым, а каким-то исключительным существом, в котором странно переплелись дедушкины идеи и уроки» или «Это моя история. Пусть это не подлинная реальность, но она моя. Временами мне трудно различить действительность и внутренний мир». После таких признаний уже меньше удивляет заявление сделанное Миша Дефонсека историкам и журналистам. Женщина сказала, что описанных событий в её жизни не было, она сочинила всю эту историю от начала до конца, и ее псевдомемуары следует считать литературной мистификацией.
Многих читателей подобные откровения разочаровали, однако, до этого книга была переведена на 18 языков, включая русский, и стала бестселлером, принесшим многомиллионные доходы. Так как она посвящена еврейской теме, посмотрим с каких позиций рассматривается в её экранизации тема Холокоста… Начало 1943 года (в фильме действие развёртывается именно так). Семья немецких евреев Геруша (Яэль Абекассис), Реувен (Мишель Бернье) и их дочь шестилетняя Миша (с ударением на последнем слоге) уже несколько лет скрывались от фашистов по различным странам. Вскоре после поражения гитлеровцев под Сталинградом взрослых арестовали в Брюсселе. На свободе осталась одна Миша (Матильда Гоффарт), которая попала в дом состоятельных бельгийцев, а от них к старику Эрнесту, бывшему учителю. Именно от него девочка узнала, что её родители где-то на востоке и решила идти туда. Она изучала с ним географические карты и получила в подарок компас. Однако, подготовку не удалось довести до конца, ибо Эрнеста и его жену арестовали по доносу, отправив в местную жандармерию.
Миша снова осталась одна и начала свой поход на восток, продолжавшийся более двух лет. Питалась она ворованными продуктами, выкопанными кореньями и овощами, вся обносилась и чувствовала себя плохо. Перед зимой 1943 — 1944 года девочка познакомилась с белой волчицей, которую назвала Мама Рита и та стала сопровождать девочку постоянно. Животное приносило ей добычу, которая Миша поедала сырой. Постепенно вокруг них образовалась стая и человеческий детёныш (почти Маугли) чувствовала здесь себя вполне комфортно. Год спустя охотники убили Маму Риту, но Миша отбила её тело и похоронила животное, впервые в жизни осознав, что потеряла верного друга. В дальнейшее развитие сюжета вклинилась странная нестыковка, подмеченная критиками и зрителями. Она касается эпизода встречи главной героиней с подконвойной колонной соплеменников, которым мальчишки-немцы кричат: «жиды, жиды» и забрасывают их камнями. Понятно, почему девочка-еврейка попала в шеренги угоняемых, но совершенно неясно как она выбралась оттуда. Впрочем, действие снова обретает последовательность с того момента, когда героиня фильма вышла самом конце войны, на небольшой отряд Красной армии. Бойцы, среди которых выделился один юноша обогрели, накормили и помыли девочку, но, скоро «советские» стали возвращаться на восток, а она двинулась на запад, в Брюссель. Юная беженка добиралась назад без денег, под вагонами. Прибыв в столицу Бельгии, оборванная и измученная, она не нашла никого из родителей и опять попала в детский приют. Вскоре после этого Миша тяжело заболела, жизнь маленькой страдалицы была в опасности, но её нашёл и помог выходить уже известный зрителям старый Эрнест. Он же забрал девочку к себе, ибо родители её погибли в концлагере. Таков относительно благополучный итог этих скитаний.
Конечно, признание Миша Дефонсека историкам и журналистам в ложности своих воспоминаний и тот факт, что она даже не является еврейкой (её настоящее имя Моник де Вель) подорвало нравственную репутацию писательницы, но не отразилась на оценках её творения. Просто псевдомемуары Моник перешли в разряд тех чисто литературных произведений, сюжет которых следует считать абсолютной выдумкой, воспроизводящей, однако атмосферу реальных трагических событий. И фильм добросовестно показывает одиссею маленькой девочки, вечно голодной, оборванной, отощавшей, завшивевшей – а мы знаем, что в ту эпоху число таких лишённых по вине гитлеровцев тепла и душевного комфорта детей (и не только евреев) исчислялось миллионами. Поэтому идея, по которой животные в годы войны оказались гуманнее нацистов, совершенно не противоречит исторической и этической правде. К тому же, по художественным достоинствам лента не просто высокопрофессиональная, но и очень впечатлюющая. Прекрасная работа Матильды Гоффарт. В роли матери её героини снялась одна из лучших израильских актрис Яэль Абекассис. Для зрителей интересующихся темой Холокоста в мировом кино.
Прекрасная работа. Один из лучших фильмов о Холокосте.
Дети и Холокост всегда несовместимо. Фильм берёт за живое, аж до слёз.
Один из лучших фильмов темы «дети и Холокост».
Мне очень понравилось.
Прекрасный фильм. На меня лично произвёл большое впечатление.
Великолепное кино. Удивлён, что читатели не обратили на него малое внимание.
Великолепный фильм. Впечатлил меня до слёз.
Один из лучших фильмов на тему «Дети и Холокост»