Эпизод 9 «Почему мы сражаемся». Режиссёр Д. Франкль. Длительность 58 минут
Очень толковая и обстоятельная десяти-частевая телеэкранизация одноимённой книги Стивена Эмброуза о боевом пути роты десантников, 506-го полка 101-й дивизии. Его описание начинается с переброски американских солдат в Британию, где они готовились к операции «Нептун» (высадка в Нормандии). Часть получила боевое крещение в составе ударной группы наступавшей в секторе «Юта». Затем зритель видит её участие в операциях на территории Франции и Германии, причём особенно подробно показаны упорные бои с противником во время осеннего наступления и контрудара немецких войск в Арденнах (декабрь 1944). Каждая серия предваряется выступлениями ветеранов полка. Характер военных действий воспроизведён с большим правдоподобием, чему немало способствовало участие в съёмках в качестве исполнительного продюсера Стивена Спилберга. В источниках неоднократно встречается сравнение ленты с фильмом «Спасти рядового Райана». Но нас в этой мастеровитой работе интересует только 9-й эпизод, ибо в нём получила убедительное отражение еврейская тема. Его действие развертывается в апреле 1945 года, когда американцы повсеместно вступили на территорию западной Германии.
Фильм построен на контрасте. В его первые полчаса мы видим вполне мирные районы покорённой страны. Военных действий нет, местное население покорно, вежливо, освободители покоряют сердца молодых немок — совершенно непонятно о каких зверствах может идти речь в столь культурной, цивильной стране. Но ситуация коренным образом меняется, когда отправленный на рекогносцировку отряд оказывается перед одним из небольших концлагерей. Это не Освенцим, не Майданек, но подобная же фабрика смерти точно повторяющая их в миниатюре. Сбежавший персонал не успел полностью уничтожить следы своих преступлений. За колючей проволокой десятки истощённых, находящихся на грани смерти людей разных национальностей, среди которых немало узников с шестиконечной звездой Давида. Создатели ленты использовали богатейший опыт мирового кино в изображении этих мест скорби и ужаса, поэтому каждый кадр, каждый план бьёт точно в цель. Заключённые еле идут, кто-то падает и умирает. Кто-то держит на коленях товарища по несчастью, не дожившего до освобождения нескольких минут или часов. У большинства нет сил порадоваться тому, что ещё жив. Немецкий еврей через переводчика рассказывает американцам какие страдания пришлось пережить тем, кто попадал в это узилище. А те с душевным содроганием видят жуткие картины. Вот огромные кострища в золе которых лежат обгоревшие трупы. Другие свалены кучей; их не успели уничтожить. Какую-то часть останков зачем-то погрузили в стоящие на подведённой железнодорожной ветке вагоны. В нескольких утопленных в землю полубараках — полуземлянках, полно узников, многие из которых не могут самостоятельно выбраться наружу. И над всем этим тяжелый запах гари и вонь нечистот…
Создатели фильма показали не только это. Они донесли до нас потрясение освободителей, выраженное в их взглядах, выражении лиц. Ясно, что для многих это первое открытие звериной сущности нацизма, которое лучше всяких слов объясняет название эпизода «Почему мы сражаемся». После этого понятны действия союзников, реквизировавших для освобождённых узников продукты у немецких предпринимателей, несмотря на их исступленные вопли протеста. Впечатляет заключительный фрагмент, когда мы видим в концлагере добропорядочных бюргеров и их жён. Их пригнали собирать останки безвинно убитых людей. Они также потрясены (или делают вид) увиденным, содеянным их фашиствующими соплеменниками. Таково первое прозрение и проявление национальной вины за уничтожение миллионов, за трагедию Холокоста. Но настоящее осознание масштаба трагедии ещё впереди.. Ещё раз напомним — всё показанное уложено в 20-ть с небольшим минут. Безусловно самая лучшая часть сериала.