Длительность 88 минут
Экранизация повести Аарона Аппельфельда «Рубашка в полоску», Первое обращение маститого Амоса Гитая к теме Холокоста, именно поэтому вызывающее интерес. Центральная сюжетная линия — история 17-летней Цецилии (Цили), жившей с родителями в штеттле возле Черновиц, на Буковине. Во время массовой депортации еврейской общины в 1941-м, она сумела сбежать в лес и укрылась там без еды, смутно осознавая, что ждёт её в будущем. Шли месяцы, годы. Иногда она приходила в деревню за едой, но крестьяне либо сторонились ее, либо попросту выгоняли. Цили (Сара Адлер) пыталась скрыть свою национальность, говоря, что она дочка Марии, местной проститутки. Та и в самом деле ненадолго дала девушке приют, но вскоре попыталась попыталась продать её в бордель. Девушка бежала и возвратилась в лес, где встретила сорокалетнего соплеменника Марка. Вдвоём перебиваться стало легче и вскоре между двумя изгоями возникла любовная связь. С трудом они добывали продукты, но однажды мужчина отправился в деревню и не вернулся. Молодая женщина осталась одна и еле-еле дожила до весны. В мае Цили услышала новость об окончании войны. Выжившие евреи стали возвращаться из концлагерей. Оставаться в родных краях больше никто из них не хотел и они начали свой поход к морю в надежде пробраться в Палестину. Беременная Цили пошла с ними.
Таков смысл простого и трагического рассказа, написанного человеком испытавшим ужасы Шоа и прошедшим ад концлагерей. Но приведённая полностью история страданий еврейской девушки имеет косвенное отношение к кинокартине. Да, именно так. Книга попала в руки режиссёра откровенно заявившего в одном из интервью, что для него «создание художественного фильма сродни архитектуре, так как он возводит в нём аллегорическую структуру реальности, даже если повествовательная основа «здания» подрывается». Зная стиль и почерк Гитая по многочисленным работам, готовишься увидеть авторское кино — медлительное, содержащее некий скрытый замысел и в этом плане постановщик не обманул ожиданий, дав субъективное толкование литературного текста.
Начать с того, что привычного изображения войны на экране нет. Есть типичные сельские пейзажи, пыльная дорога по которой под печальные звуки еврейской скрипки плетутся беженцы или лесной массив, привлекающий первозданной красотой. Трагедия Холокоста остаётся за кадром; мы слышим только намёки на неё: отдалённые выстрелы, шум пролетающих фашистских самолётов… Гармония природы подана здесь как контраст творящемуся где-то насилию (Все съёмки «на природе» проведены в Израиле в зимний период). Развёртывающееся на этом фоне действие представлено не в форме линейного сюжета, а законченными эпизодами, каждый из которых представляет относительно независимую от других часть целого. При этом решающее значение зачастую имеет визуальный ряд: диалогов не так уж много и они подчинены композиции кадра. Такой подход режиссёра правомерен; перенося на экран литературное произведение, он пошёл не по пути пересказа повести, а по пути поисков кинематографического эквивалента прозе Аппельфельда. Но творческий результат этой попытки спорен. Повесть рассыпалась на фрагменты некоей фрески, сделанные (это надо признать) с поэтическим настроением. Однако, они статичны и лишённые трагической эмоциональности без которой немыслимо прикосновение к теме Шоа. Соответственно организована игра исполнителей; они не столько индивидуальности, сколько определённые типажи. Единственное исключение, по мнению критиков — Сара Адлер, которой даже в таких специфических рамках удалось создать запоминающийся образ. В целом, судя по откликам, Гитай взглянул на Холокост через призму своего творческого метода, но его точка зрения отдаёт остранённостью и театральной условностью. Постановке на хватает убеждённости, которую мы в той или иной степени видим в его фильмах об Израиле.
Похоже «Цили» мало что добавляет к всесторонне раскрытой мировым кинематографом трагедии европейского еврейства. Лента показывалась вне конкурса на нескольких фестивалях. (аннотация составлена после просмотра четырёх трехминутных роликов и по различным источникам. Необходимо знакомство с полной версией фильма)