Преступления и проступки (США, 1989) Режиссёр В. Аллен

Длительность 99 минут
%d0%bf%d1%80%d0%b5%d1%81%d1%82%d0%b8%d0%bf%d1%80%d0%be%d1%81%d1%821Один из наиболее содержательных фильмов в творчестве Вуди Аллена, более близкий драме, чем комедии. Его действие происходит в среде ассимилированных нью-йоркских евреев. Стержень действия — злоключения двух персонажей, потерявших нравственные ориентиры и пытающихся найти достойный выход из своих проблем. Обе сюжетные линии развиваются параллельно и независимо; их герои, хотя и знакомы, но встречаются только в финале. Первый — знаменитый офтальмолог Джуда Розенталь (Мартин Ландау). В начальных эпизодах он счастлив; исполнилась его давняя мечта открыт новый центр по излечению глазных болезней. Всё остальное у него уже есть; комфортабельный дом, любящая жена Мириам (Клер Блум), дети Шерон и Джек, много друзей. Но над ним как грозовая туча висит опасность всё утратить по собственной вине. Два года назад врач во время конференции в Бостоне закрутил роман с Долорес Пали (Анжелика Хьюстон). Женщина влюбилась в него до безумия и вообразила, что ради неё Джуда покинет семейный очаг. Однако, он, как выяснилось, вовсе не стремился разрушать собственное благополучие. Тогда пылкая латиноамериканка перешла в наступление. Она заявила «не откажусь от тебя», начала закатывать ему скандалы, засыпать письмами, адресованными Мириам и просто шантажировать.

Признаться в измене жене? Невозможно! Оказавшись не в состоянии «разрулить» конфликт доктор обратился к брату-уголовнику Джеку (Джерри Орбах), недавно отсидевшему срок за тяжкое преступление. Тот нашёл киллера устранившего помеху Розенталя… Второй главный персонаж — Клиффорд Стерн (Вуди Аллен), неудачливый режиссёр-документалист без постоянной работы. Пытался найти продюсера для своих проектов, но не хотел брать деньги у брата жены самовлюблённого телевизионного магната Лестера (Алан Алда). Только отсутствие средств вынудило Клиффа согласиться на создание телепортрета этого создателя пустых сериалов. А тот не просто вовсю рекламировал себя любимого, но и пытался выставить себя великим теоретиком и знатоком комедии. Ехидный Стерн смонтировал «откровения» Лестера с выступлением… Муссолини. Комический эффект сопоставления оказался потрясающим, но в результате Клиффа выгнали из проекта…
Еврейская тема поворачивается в фильме разными нравственными сторонами. Изменивший супруге Розенталь поначалу пытается исповедоваться у своего пациента слепнущего раввина Бена (Сэм Уотерстоун). Став организатором убийства любовницы, он испытывал сильнейшие угрызения совести. В его сознании всплыли религиозные заповеди иудаизма, особенно врезавшиеся в память с момента прохождения дважды показанной на экране бар-мицвы. Попав в дом, где провёл детские годы, Джуда видит свою большую семью, ощущает себя свидетелем и участником пасхального седера где-то в конце 1940-х. Тогда за праздничным столом ещё объединялись хлебнувшие Хаскалы евреи разных взглядов. Кто-то из них продолжал веровать искренне, кто-то соблюдал обряды только по привычке. Просвещённая тётушка — школьная учительница левого толка на скрывала пренебрежения к молитвам на древнем иврите («Почему ты заставляешь слушать нас слова на языке мумбо-юмбо. Сейчас 20-й век, здесь сидят дети, не забивай им головы религиозными бреднями») В дискуссии о судьбах еврейства возникла проблема злодеяния и возмездия. Пожилой Джуда задал из настоящего прошлому мучивший его вопрос «А если человек совершает преступление? Если он убивает человека?». И получает ответ отца «Тогда он будет наказан так или иначе (…) Если даже его не поймают порождения чёрного дела прорастут цветами зла. И в Ветхом Завете, и у Шекспира сказано6 убийца всегда будет найден». На реплику «а что, если твоя вера ошибочна» следует ответ «и тогда моя жизнь лучше, чем у того, что не верит в Бога. Если это необходимо, я всегда предпочту Бога». Такова позиция ушедшего поколения.
С другой стороны, звучит мнение нашего соплеменника профессора-философа Луиса Леви (Мартин Бергман). Старик провел юность в концлагере и потерял всех близких во время Холокоста. Его ум находит в мировоззренческих вопросах много противоречий. «Нечто удивительное произошло с древними израильтянами. Они поняли, что Бог заботится о них, оберегает их, требует, чтобы они вели себя достойно. Но в этом-то и заключается парадокс. Чего прежде всего требует Бог? Достоинства или покорности? Вспомним, Всевышний просил Авраама принести в жертву единственного сына. Любимого сына. Иначе говоря, мы трудились тысячелетия, но так и не сумели создать совершенный, абсолютно привлекательный образ Бога». И далее в другом месте: «Вы могли бы заметить, что наши устремления, когда мы влюбляемся содержат очень странный парадокс. Он заключается в том, что, когда мы любим кого-то, мы пытаемся увидеть в этом человеке черты всех или некоторых людей к которым были привязаны в детстве. В то же время мы требуем от наших любимых, чтобы они избавили нас от всех недостатков, которые мы унаследовали от родителей или других родственников. Словом, сама любовь содержит в себе противоречие. Это попытка вернуться в прошлое и, одновременно, преобразовать его». По-видимому, Леви, подобно Стерну, не нашёл любви. Одиночество стало для него невыносимым и это побудило его добровольно уйти из жизни. Как мы видим на приведённых примерах Вуди Аллен напряжённо размышляет о сущности нашего бытия и нравственных ориентирах. Не предлагая нам готовых рецептов, сталкивая разные точки зрения режиссер заставляет нас думать. Значительную часть материала для своих исканиях он находит в еврейских культуре и традиции. Интересное кино для подготовленного зрителя.

Преступления и проступки (США, 1989) Режиссёр В. Аллен: 9 комментариев

  1. Удивило, что фильм вызвал мало откликов. Это одна из самых серьёзных работ Вуди Аллена. И актёрский дуэт Ландау — Аллен очень хорошо.

  2. Дуэт Ландау — Аллен очень хорош. И фильм в творчестве Вуди Аллена необычно серьёзный. Не такой, как его другие ленты. По моему его недооценили.

  3. По настоящему интересный фильм. Одна из лучших лент Вуди Аллена с хорошим психологическим подтекстом. Для думающего зрителя в самый раз.

  4. По-настоящему хорошее кино. И, рад, что моё мнение совпало с автором — Одна из лучших картин Вуди Аллена.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.