Мазл Тов или Брак (Франция, 1968) Сценарист и режиссёр К. Берри

Длительность оригинальной версии 100 минут
Вариант перевода названия «Мазл Тов или Свадьба». В интернете встречается сокращённый вариант 87 минут. По жанру трагикомедия. Ранний фильм французского еврея Клода Берри Лангмана (1934 — 2009) в котором он отразил свое видение среды соплеменников и сыграл главную роль. Его сюжет несложен. Молодой еврей скромного происхождения Клод (Клод Берри) и дочь антверпенских торговцев бриллиантами Изабель Шмоль (Элизабет Винер) встретились летом на пляже. Он мечтает о семье, жене и детях; она зациклена на развлечениях. Курортный роман закончился беременностью Изабель, и её родители вынудили пару узаконить свои отношения. Ни о каких чувствах речи не шло, женитьба рассматривалась как сделка призванная «сохранить лицо» перед общественным мнением. Обязанности будущих мужа и жены определялись в соответствии и канонами иудаизма — ктубой (брачным договором). Во время подготовки торжественной церемонии этой ситуации Клод остро осознал мрачные перспективы союза с нелюбимой Изабель. Напрасно близкие родственники утешали жениха, утверждая, что брак — формальность и, сохраняя внешнюю благопристойность, всегда можно найти развлечение на стороне.

Перспектива постоянной жизни во лжи ужасала молодого мужчину и почти перед хупой он сбежал в объятия симпатичной ему англичанки Хелен (Пруденс Харрингтон). Однако бегство оказалось мнимым… Для первых фильмов Берри характерно обращение к жизни хорошо ему известной еврейской среды. Он показывал положение и взгляды соплеменников на важнейшие проблемы развития личности, одновременно фиксируя кризис традиционных иудейских и христианских нравственных ценностей. В конце 1960-х его работы не привлекли особого внимания, но полстолетия спустя стали восприниматься как правдивое отражение своего времени. В дальнейшем кинокартины Клода всё дальше отходили от еврейской темы. Сам режиссёр, характеризуя свою самоидентификацию говорил: “Я еврей, это часть меня, но я не эксплуатирую свое еврейство. Не могу назвать себя практикующим иудеем, хотя и испытываю эмоциональный подъем, когда приезжаю в Израиль, а палестино-израильский конфликт ранит меня. Но моя французская сторона сильнее. По культуре я француз” (журнал «Ле Хаим», февраль 2009).Один из французских рецензентов уже в 21 веке писал: «Следуя старой поговорке, что «хорошо пишешь только о том, что действительно знаешь», Клод Берри начал свою карьеру с серии почти автобиографических фильмов, в которых он оглядывался на разные периоды своей жизни. «Мазель Тов, или Женитьба», является для Берри возможностью воспроизвести свой брак в тоне нравственной хроники (…) особенно интересной 50 лет спустя. Она привлекает показом потрясений французского общества того времени сделанных особым тоном, сочетающим в себе нежность и аутентичность. А поскольку никто не покажет главного героя лучше, чем он сам Клод тоже выйдет на сцену, играя на экране свою роль. Таким образом, Берри честно делится со зрителем своими сомнениями; мы обнаруживаем его скуку, его страхи, его разочарование и беспокойство, его стремление найти «любовь», истину, его стремление к свободе… Все его попытки противостоят бремени еврейских традиций, к которым он сам глубоко привязан, несмотря на то, что что он на самом деле не «счастлив» в любви. Мы в 1968 году: бросит ли юный Клод все, чтобы без принуждения испытать свою настоящую любовь, или подчинится выбору старших и женится? Интриги не требуется: свадебные фотографии есть на афише фильма и на всех эксплуатационных фотографиях. Клод Берри выбирает традицию; хотя даже персонажи родственников явно не имели «брака по любви» и имеют внебрачные связи… (…) Социальные потрясения конца 1960-х годов не смогли стереть из умов бремя традиций внутри определенных сообществ, «Мазл Тов или брак» в конечном итоге рисуют горько-сладкий портрет молодежи того времени, чья стремление к счастью и любви всегда кажется «придавленным» приземленной реальностью. Будучи незначительным в фильмографии Клода Берри, этот фильм остается весьма милым». (составлено по различным источникам)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.